2009 год — год астрономии и год Дарвина — что у них общего?

29 января 2010 г.

2009 год - год астрономии и год Дарвина - что у них общего?

Самые давние истории, которые помнит человечество, мифы, неминуемо содержат описания творения. На протяжении всей истории различные культуры создавали свои мифы о генезисе..
Вопрос про то, откуда мы родом, никогда не прекращал восхищать людей. Но эти все рассказы (мифологические и религийные) теперь имеют лишь литературную и историческую ценность. Благодаря науке, основанной на систематическом скептицизме, сегодня мы знаем, как возник мир: от происхождения Вселенной через галактики, звезды и планеты до происхождения жизни [1].
Происхождение вселенной
История происхождения и развития Вселенной — величайшая история из когда-нибудь рассказанных [2]. После того, как наблюдения американского астронома Эдвина Хаббла показали, что Галактика становится шире, стало ясно, что когда-то она была меньше и плотнее, другими словами, что у нее было начало, в котором она была неизмеримо маленькой и чрезвычайно плотной.

Такое начало Вселенной, в котором возникли пространство, время, масса и энергия, позднее назвали Большим взрывом [3]. На очень ранней стадии развития Вселенной физики простых частиц осознали собственную область деятельности и смогли объяснить, как Галактика приобрела те характеристики, которые она имеет сегодня. Среди прочего, они предсказали, что вся Галактика должна быть заполнена микроволновым фоновым излучением с точно некоторыми особенностями. Когда подобное излучение целиком и встречается, доктрина Большого взрыва, один из величайших успехов человеческой мысли, точно подтверждается..
Происхождение галактик
Галактики — это очень большие группы звезд, островов в космосе, удерживаемые вместе силой гравитации. В больших галактиках содержится более ста миллиардов звезд, и приблизительно так же галактик находится в космосе.

Эти все галактики неровно распределены в пространстве, но образовывают накопления галактик, которые, со своей стороны, являются сверхскоплениями, крупными из популярных структур во Вселенной. Космология, наука о происхождении и развитии Вселенной, предвещает образование подобных космических структур, а недавние наблюдения подтверждают космологические модели. Это интересное понимание того, что начальные флуктуации в распределении материи и энергии сразу же после Большого взрыва (когда Галактика была меньше размера протона) установили нынешнее появление галактических сверхдержав (диаметром в десятки миллионов лет)..
Из-за конечной скорости света, глядя в неблизкую Вселенную, мы смотрим в прошлое. Подобным образом, наблюдая галактики на различных расстояниях, мы практически смотрим галактики на различных этапах развития Вселенной.

Близлежащие галактики, скажем Андромеда, похожи на нашу галактику Млечный Путь. Самые далекие из них — квазары — относятся к ранней стадии развития Вселенной и значительно друг от друга отличаются. В далеких галактиках часто есть активные ядра галактик, центры внутри которых являются активными сверхмассивными черными дырами. Сегодня у астрофизиков есть теоретические модели происхождения и развития галактик, которые хорошо сочетаются с наблюдениями..
Происхождение звезд
Звезды, тяжелые газовые сферы, освещающие Вселенную, не так вечны и неизменны, как раньше думали люди. Они рождаются, развиваются и умирают, как живые создания на Земля.

Происхождение звезд тесно связано с происхождением галактик. Газ (как правило водород и гелий) в одной звезде держиться вместе, снова же, гравитационной силой.

Из-за очень большого давления и температуры в центрах звезд происходят термоядерные реакции, превращение намного легких элементов химии в намного тяжёлые, которые являются энергетическим источником звезд. Синтез элементов в звездах был объяснен во второй половине 50-ых годов XX века Маргарет и Джеффри Бербидж, Уильямом Фаулером и Фредом Хойлом. Это было начало астрохимии.
Развитие индивидуальной звезды зависит от ее массы. Легкие звезды живут дольше, тяжёлые — короче, а самые тяжёлые — самыми короткими и великолепно завершают собственную жизнь большим взрывом, который мы называем сверхновой.

Из остатков взрыва сверхновой, брошенных далеко в космос, сформировывается новое поколение звезд. Сверхновые — основной источник более тяжёлых элементов (все детали тяжелее гелия), которые важны для происхождения жизни в том виде, в каком она есть на Земля. Это было одно из очень важных открытий 20 века и поворотный момент в понимании Вселенной. Стало быть, семена жизни были посеяны очень большими звездами прошлых поколений..
Происхождение планеты
Планеты — это круглые тела, крутящиеся вокруг звезды, очень маленькие, чтобы стать звездами. Сознание происхождения планет, наиболее вероятных мест проживания жизни, считается чрезвычайно непосильной задачей.

Впрочем вопрос про то, как возникли планеты в наше время, практически всегда актуален. Это связано с большим количеством новых открытий малых тел Солнечной системы (астероидов и комет) и недавними открытиями растущего числа экзопланет (планет других звезд) [4]. В минувшем году журнал Mathematical-Physics Journal разместил статью о рождении планеты астрофизиком Деяном Винковичем, который сейчас считается ведущим хорватским экспертом по условиям, в которых возникают планеты [5]..
Происхождение жизни
О научном знании происхождения всех живых существ на Земля, включая человека, объявил британский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в первой половине 50-ых годов XIX века. В собственном исследовании Дарвин собрал много неопровержимых доказательств того, что все разновидности жизни случились от общих прадедов в процессе естественного отбора.

Развитие видов в процессе естественного отбора коротко именуется эволюцией. Если жизнь есть где нибудь еще во Вселенной, возможно, она определяется эволюцией. Сегодня есть специализированная междисциплинарная область, астробиология, которая исследует жизнь как планетарный феномен с целью понимания фундаментальной природы жизни на Земля и, может быть, где-либо еще в космосе [6]..
В текущем году мы празднуем как познание происхождения мира, так и знание происхождения человека. Хаббл открыл увеличение Вселенной благодаря разработке телескопа, инструмента для наблюдений, который первый раз направил в небо Галилео Галилей в 1609 году, ровно 400 лет тому назад.

По этой причине Всемирный астрономический союз объявил 2009 год Международным годом астрономии. Точно также в текущем году исполняется ровно 200 лет со дня рождения Дарвина и 150 лет с момента статьи его знаменитой книги «Происхождение видов» [7], одного из довольно значительных текстов, когда-нибудь написанных. По этой причине Всемирный союз биологов объявил 2009 год годом Дарвина..